EN | RU
Контакты
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Регистрация
Авторизация
 
Главная
О Журнале
Проекты
Партнеры
Реклама
Архив журнала
Блоги
Темы для обсуждения
Проект- Электронное Портфолио
 

 
 
 
 
     
Инструкция для инвестора. Правила успешной сделки в сфере Медиакоммуникаций


Инструкция для инвестора.
Правила успешной сделки в сфере Медиакоммуникаций

По материалам проведенного по заказу РВК аналитического исследования в рамках проекта Venture Kitchen

Почему отрасль коммуникаций  - одна из самых привлекательных для инвестиций?

Отрасль медиа коммуникаций является одной из самых перспективных для инвестирования. Именно здесь в настоящее время происходит технологический бум, который кардинальным образом меняет нашу реальность и взаимодействия людей. Некоторые эксперты отрасли также вводят понятие New Media Space, обозначающее не только постоянно расширяющееся пространство общения людей посредством Интернета, но и специфичные форматы организации бизнес-моделей, способных постоянно масштабироваться и расти благодаря активному применению цифровых технологий[1]. Именно в такой цифровой среде нужны минимальные инвестиции для входа. И наконец, именно в этой отрасли наблюдается самый высокий прирост генерируемых доходов.

Согласно опросу венчурных инвесторов из разных стран, проведенному, компанией Deloitte в 2012 году[2], проекты в области медиа коммуникаций и «новых медиа» являются для них одними из наиболее привлекательных. C 2008  по август 2013 года американскими компаниями, работающими в сфере коммуникаций, было привлечено более 60 миллиардов долларов инвестиций всех раундов, аналогичный показатель объема инвестиций для российских компаний за сходный период составляет более 296 млн. долларов.

 

Почему инвестировать нужно сейчас?

Структура американского венчурного рынка, согласно базе сделок со стартапами CrunchBase[3], свидетельствует о том, что более половины сделок  происходит именно в отрасли коммуникаций.

В мировом контексте рынок коммуникаций России продолжает оставаться одним из самых привлекательных. Согласно исследованию PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2013-2017 гг.», Россия наряду с другими странами BRIC, будет представлять «звездную» группу с высокими темпами роста и в то же время большими объемами.

Можно привести простое сравнение. ВВП США (15,8 трлн. $) и России (2,1 трлн. $) отличается примерно в 7 раз, тогда как объем инвестиций в отрасли коммуникаций в США и России – более чем в 200 раз (!).

Сегодня на рынке венчурного и посевного финансирования России проектов пока не так много, и они встречаются, в основном в сегменте  производителей интернет-рекламы и игр. За рубежом рост числа сделок в этой отрасли исчисляется в геометрической прогрессии. Рынок в России находится, по сути, еще в стадии зарождения и перспективы его весьма масштабны.

 

В какие проекты стоит инвестировать?

Выбор проекта для инвестиций всегда определяется множеством факторов. Если смотреть на структуру сделок в США, то очевидно, что наиболее популярными сегментами являются мультимедиа, социальные сервисы, мобильные приложения, реклама в Интернет и видеоигры.

В России рынок венчурных сделок непрозрачен, статистика по эффективности бизнес-моделей в отрасли коммуникаций отсутствует. Более того, в России пока отсутствует даже системное понимание данной отрасли. Ни одно исследовательское или аналитическое агентство в России не дает полной статистики по ней. Подходы к пониманию отрасли и ее измерению отличаются кардинально. В связи с чем, инвестиционные решения во многом определяются скорее личными предпочтениями инвесторов, чем аналитикой и прогнозированием.

Аналитический обзор  «Медиакоммуникации: Новый мир. Новые правила», выполненный НИУ ВШЭ по заказу РВК,  – первый шаг на пути систематизации данных по отрасли с точки зрения привлекательности для инвестиций.

Обзор включает подробную статистику отрасли, прогноз ее развития, включая дорожные карты отрасли, разработанные в ходе фундаментальных Форсайт-исследований НИУ ВШЭ, а также закрытые данные по сделкам на рынке посевного и венчурного финансирования в России и мире и анализ их бизнес-моделей. Аналогов такого исследования в России нет.

 

Отрасль Медиакоммуникаций: новый мир, новые правила

Медиакоммуникации (англ «media» и лат. «communicatio» — сообщение, передача) –производство, хранение, передача и продвижение медиа данных (контента).

Такое определение отрасли существенно расширяет ее традиционное понимание как СМИ и реклама. Более того,  СМИ и реклама – лишь один из сегментов продвижения медиа данных. 

Границы отрасли существенным образом зависят от того, как мы понимаем сам контент. Здесь происходят просто революционные изменения, которые ключевым образом влияют на успешность сделок в этой сфере. Количество контента в мире растет гигантскими темпами, как и скорость его создания. При этом существенная доля приходится на «цифровой» контент, объем которого в результате постоянного увеличения пропускной способности и количества цифровых каналов растет феноменальными темпами.

Эксперты выделяют следующие ключевые тенденции в области генерации контента:[4]

·         увеличение контента, создаваемого искусственным интеллектом, то есть роботами (наиболее популярным типом такого контента являются новостные агрегаторы и поисковые системы, которые фактически структурируют новостные потоки автоматически, то есть выполняют фундаментальную функцию СМИ в установлении приоритетности новостей); следует отметить, что данный тренд нельзя отнести непосредственно к процессу генерации контента, поскольку фактически не является созданием чего-либо нового, но есть лишь агрегация существующего;

·         рост влияния любительского контента, производимого потребителями (User Generated Content, UGC);

·         рост влияния собственных медиа, Owned media и Я – media форматов (блогов, профилей в социальных сетях и т.п.);

·         контент становится все более мультимедийным и предоставляется на различных технологических платформах с целью «захвата» потребителя 24 часа в сутки во всех социальных пространствах (дома, на работе, в транспорте и т.д.), уже в ближайшее время будут активно использоваться двойные экраны (успевать смотреть в два раза больше), формат cross-media (автоматическая трансляция контента через все используемые пользователям медиа-каналы).

Таким образом, к отрасли Медиакоммуникаций относятся следующие сегменты:

·         отрасли производства любого контента, включая

o       производство цифрового контента (в том числе приложения, игры и мультимедиа);

o       музыкальную индустрию;

o       киноиндустрию;

o       даже самого потребителя, который становится источником контента и его распространения, что аналитики рынка как раз и называют источником взрывного роста отрасли;

·         технологические решения по хранению контента;

·         отрасли передачи контента, включающие в себя все последние разработки, позволяющие быстро и качественно распространять контент, охватывая максимально возможную аудиторию;

·         отрасли, обеспечивающие продвижение и монетизацию контента.  

С точки зрения инвестиций наиболее привлекательными сегментами являются отрасли производства и продвижения контента, т.к. они обычно требуют относительно меньше капитальных вложений в создание и развитие проектов по сравнению с отраслями хранения и передачи данных.  Именно эти сегменты – производства и продвижения контента - освящены в обзоре более подробно.

Успешность инвестирования в полной мере зависит от понимания динамики проекта и его рынка. Ключевые индикаторы представлены ниже.

 

Краткие выводы обзора:

1.      Эффективность отрасли традиционных медиа (СМИ, масс-медиа) последние несколько лет показывает стабильное снижение, вслед за чем падает и объем инвестиций в данные сегменты отрасли.

2.      В сегменте «Производство контента» наибольшую динамику показывает мобильный контент (57% с 2009 по 2011 г.), онлайн-игры (19% с 2009 по 2011 г.) и видеоконтент (21% с 2009 по 2011 г. Аналитики рынка отмечают готовность аудитории к восприятию нового формата «большого контента», поскольку пользователи освоили мобильный контент, игровые приложения, музыкальный контент, короткие видео-ролики, фотографии и т.п. Следующий уровень потребностей аудитории будет постоянно расти, по сути формируя спрос на «новый Голливуд», несуществующие сегодня большие форматы, увлекающие за собой миллиарды людей, аналогично кинематографу и рок-н-роллу в XX веке.

a.      Гигантскими темпами растет производство мобильного контента, его доля в России уже сегодня достигает 57% от всего объема цифрового контента, тогда как в США безусловное лидерство на рынке цифрового контента принадлежит сегменту видео, в который входит онлайн-видео, цифровое телевидение и услуги VOD (video on demand).

b.     Самый бурный рост наблюдается в сегменте мобильных приложений. В России он составляет 295% по сравнению с предыдущим периодом, что существенно превышает мировые темпы роста.

c.      Мобильное видео – темп прироста сегмента за период 2011-2012 годов достиг отметки в 217%, ожидается его двукратный рост каждый год до 2015 года.

d.     Сегмент «онлайн-игр» вырос за 2012 год на 16%, ожидается его дальнейший рост.

e.     Ожидается, что по итогам 2013 года сегмент цифрового аудио контента вырастит на 13% и составит 1,74 млрд. долл. США.

3.      В сегменте «Продвижение контента» происходят революционные изменения. 

a.      Традиционные медиа (ТВ, пресса) теряют свою власть над потребителем, в результате снижаются объемы средств, направляемых в рекламу на этих каналах.

b.     Наибольший рост показывает сегмент Интернет-рекламы (35% в 2012 году), хорошую динамику показывает объем размещения рекламы на кабельно-спутниковом ТВ (27% в 2012 г.) и реклама в кинотеатрах (18% в 2012 г.).

c.      На рынке Интернет-рекламы максимальными темпами растет объем контекстной рекламы – на 45% по итогам 2012 года, объем медийной рекламы – на 17%, по прогнозам экспертов будет расти схожими темпами в ближайшие несколько лет и перераспределит на себя часть бюджетов других медиа (радио, печатная пресса, наружная реклама).

d.     Одной из самых эффективных и перспективных в этом сегменте является новая технология – RTB (real time binding – аукцион рекламных объявлений в реальном времени). По прогнозам экспертов в 2013 году RTB может занять около 5% рынка дисплейной рекламы, а к 2015 году – более 20%.

e.     Объем рынка мобильной рекламы России составил 60,8 млн долл. По прогнозам eMarketer, к 2016 году он может вырасти до 157 млн долл, или почти в 3 раза.

4.      Наблюдается конвергерция Интернета и мобильной среды, что приводит к появлению новых рынков и сокращению рынков, которые долгое время привлекали основные рекламные бюджеты.

С полной версией обзора, подготовленного по заказу РВК специалистами НИУ ВШЭ при сотрудничестве с профессиональными инвесторами отрасли Коммуникаций,  можно ознакомиться по запросу.

 

Автор:

Поротникова Н.А., к.э.н., Заместитель директора управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ



[3] CrunchBase – наиболее полная база сделок со стартапами на рынке США, созданная при участии ресурса techcrunch.com

[4] Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления. Под ред. А.Г. Быстрицкова (авторы И.В. Кирия и др), С. 31-33, img.rg.rupril/article/48/38/20/Doklad-svyaz.pdf


Возврат к списку>>

Рекламные партнеры

 
© ANGELINVESTOR 2009
Создание сайтов:
Burbon.ru