EN | RU
Контакты
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Регистрация
Авторизация
 
Главная
О Журнале
Проекты
Партнеры
Реклама
Архив журнала
Блоги
Темы для обсуждения
Проект- Электронное Портфолио
 

 
 
 
 
     
Спрос на инновации в Российской Федерации 25.06.2009 Спрос на инновации в Российской Федерации
Александр Галицкий
Венчурный инвестор, КТН, создатель венчурного фонда Almaz Capital Partners

Сегодня слова "инновации" и "инновационная экономика" в России приобрели окраску некоего средства освобождения от "нефтезависимости". И без определения стратегической цели - за счет чего мы хотим достигнуть таких результатов, без некой дорожной карты для достижения этих целей и соизмеряемых показателей при движении ничего сделать не удастся.

Спрос на инновации в Российской Федерации, или ориентации инновационной экономики

Определение «инновации» Сегодня дано много определений данному термину. Я не буду повторяться по этой теме – лучше обратиться к достойным источникам. Для меня важно в этих определениях то, что инновация в первую очередь – это процесс, который позволяет достичь определенных результатов в работе. Инновация – это скорее инфраструктура, потому что без наличия последней никакая инновация случиться не может. И это важно

понимать. Следующее - на любую инновацию должна быть потребность, которая диктуется, в первую очередь, рынком. Если нет востребованности инноваций, то и инновации никогда не состоятся. Мы можем что-то придумывать, и это останется где-то лежать. Поэтому жизнь сможет получить только востребованная инновация, потребность в которой диктует рынок.

Инновации в России.

Если говорить об инновациях и инновационной экономике, то в России эти слова приобрели окраску некоего средства освобождения от «нефтезависимости» и это преподносится и государством, и чиновниками. Но ведь без определения стратегической цели – за счет чего мы хотим достигнуть таких результатов, без некой дорожной карты для достижения этих целей, и соизмеряемых показателей при движении ничего сделать не удастся. Поэтому те, кто говорит, что делать ничего не надо, просто не верят в систему нашего государства и чиновников, что последние смогут реализовать стратегию, выстроить движение в нужном направлении. Досадно, что за словами «инновационная экономика» и «инновация» в России ничего, по большому счету, не стоит. Здесь, скорее,

присутствует отношение к инновациям, как к исключительному наукоемкому направлению и получению инвестиций в другие стадии (кроме НИОКР). Складывается такое далекое и, скорее, непредсказуемое будущее. Но необходимо, чтобы инновационные идеи и разработки были реализованы в виде совершенного бизнеса, а не только работали на стадиях НИОКР. Инновации должны быть организационно-управленческими, экономическими, финансовыми и так далее. Вспомните хотя бы высказывание Котельникова, который сказал, что наука – это превращение денег в знания, а инновация – это превращение знаний в деньги.

Заказ на инновации.

Многое в нашем государстве делается по «великому посылу». Вспомним хотя бы советские времена (где-то 80-ые годы), когда грянула конверсия на оборонных предприятиях, и поступило указание производить товары для народного хозяйства (около 5-10% всей выпускаемой продукции). Кто-то стал производить электронику для фотоаппаратов, которая была просто неподъемна по цене, так как делалась на основании технологий, разработанных для космических аппаратов. Или, например, Куйбышевский (Самарский теперь) ЦКБ и завод «ПРОГРЕСС» изготовили мясорубки для колбасных заводов. Но так как их профилем было строительство больших космических платформ, они и сделали эти мясорубки таких размеров, что всех коров Самарской области можно было там перемолоть, а так как это – безостановочный процесс, то мясорубки быстро остановились, так как коров не стало (смеется, - прим. редакции). Мне кажется, история повторяется: тогда был посыл «конверсия и товары народного потребления»!

Сегодня посыл иного рода: «Инновация»! Как работать с инновациями, многие руководители предприятий просто не знают, а с учетом того, какое тяжелое время в мире, да и того, что большинство из них – градообразующие предприятия (которым «и так деньги спустят») инновации им не интересны. Нет экономической составляющей для продвижения. Вот если бы их освобождали (отчасти условно) от НДС или рассматривались бы другие возможности для того, чтобы инновационные заказы можно было размещать на малых предприятиях, то, я думаю, все бы руководители это с удовольствием делали.

Учиться у других

Нам надо серьезно изучать иностранный опыт государств по работе с инновациями. Если посмотреть на Америку, где венчурный капитализм развит, как нигде в мире, где он собственно и зародился, и сегодня послушать речи Президента этой страны, можно услышать много интересного. Чтобы, например, сегодня стимулировать создание новых предприятий в инновационной сфере, США выступают с идеей: а) чтобы те, кто создал компанию и ее первые инвесторы, которые в нее вошли, не облагались налогами на «кэпитал би». То есть, то, что я заработал и капитализировал – не облагается налогом. Я получаю чистую прибыль, как предприниматель. Или второе предложение: в Америке стараются стимулировать за счет налогов длительные инвестиции, то есть когда инвестор заходит не на один - два года, чтобы получить результат, а заходит на пять, семь, восемь лет. Он опять получает экономические преференции. В итоге – возникает желание работать в этой сфере! В нашей стране все ждут немедленного результата, и в итоге – все получается комом. Здесь стоит понимать, что нам, как фонду, и, как и любому частному предприятию, в принципе, от государства ничего не нужно. Главное, чтобы

не мешали. Однако есть еще один существенный момент. Мы, как предприниматели и как инвесторы, приспосабливаемся к тем условиям, которые существуют в стране, и именно в них строим свои стратегии и бизнес. Если государство ставит задачей Инновации, то должна быть создана инновационная среда, то есть сегодня в первую очередь необходима стратегия инновационной экономики. Есть ли желание, знания, опыт и возможности для ее воплощения? Возможность – это финансы, знание – это привлечение правильных людей, и так далее, то есть, существует ли полный набор всех составляющих? По сути дела, можно выработать любую стратегию. Например, стратегию создания конкурентной оборонной отрасли. Или, как это сделали в Индии, – создание благоприятных условий для открытия исследовательских разрабатывающих центров мировыми лидерами на территории страны (вокруг этого тоже существует инновационная составляющая). Можно пойти и другим путем – выбрать несколько компаний и сделать их успешными (как это было сделано в Финляндии, например, с компанией Nokia). Можно сказать: «Давайте создадим среду, настроим технопарков, создадим венчурные фонды, и пусть предприниматели сами выбирают направление, куда им двигаться!» Такой путь тоже возможен. Может оказаться действенным и сочетание всех стратегий вместе взятых. Какой путь выберет Россия – сложно сказать. Они все – рабочие. Надо просто начать. Как построить «Силиконовую долину» в России. Для этого нужен вектор, выдающийся, системообразующий. Создать искусственно Силиконовую долину нельзя. Должны быть работающие центры. В той же Калифорнии сначала был создан The Stanford Industrial Park, в котором многие научные исследования превратились потом в коммерческие компании (Apple и другие). Многие компании именно там брали свои начальные идеи. Это целый комбинат, структура. И когда я говорю о том, что в основе должно быть что-то образующее – я именно это имею в виду. Например, Зеленоград – он подходил под идею «Силиконовой долины», но не было завершенного цикла - не было венчурных капиталистов, не было условий для создания новых компаний. Ясно, что базовыми составляющими инфраструктуры являются крупные университеты. Небольшие университеты необходимо укрупнять, соединять их усилия, чтобы они становились более

крупными. Это будет выгоднее и со стороны преподавательского состава, так как если университет – большой, можно собрать больше денег под высокий уровень преподавателей, и, кроме того, в него можно больше вкладывать научных заказов и разработок. Академия сама определяет, что она делает, и никто не должен ей ничего навязывать. Поэтому должны создаваться инфраструктура, где есть университет, рядом – бизнес-компании и профильные компании, все вокруг чего-то выстраиваются, тогда и возникнет поток инноваций. Какое место в этой инфраструктуре у бизнес-ангелов?И ангелы, и венчурные капиталисты на разных стадиях – это сервисные компании, обслуживающие инновационные предприятия, а не наоборот. Исходя из этого, бизнес-ангелы должны присутствовать в этой сфере, как одно из составных звеньев. Точно так же как фонды «посевного» финансирования. Это естественный цикл. Не разбивая на детали цепочку – это все должно присутствовать в отрасли.

Где рождаются бизнес-ангелы?

Само по себе ничего не появляется. Во всем существуют системно связанные вещи. Однако в России создание инновационной экономики, как системного проекта, никто не продумывал. О фонде Almaz Capital PartnersКогда был основан фонд и в чем его специализация? Открытие Фонда готовилось с 2007 года, основан он был 1 июля 2008 года. С точки зрения бизнес-направлений мы рассматриваем практически все проекты, но все-таки 85% это информационно-коммуникационные технологии.

На каких стадиях инвестирует ваш фонд?

В июле 2008 года мы объявили о начале работы фонда в 100 млн долларов. На 1 июля 2008 года капитал фонда составил 60 млн долларов, включая якорные инвестиций компании Cisco в размере 30 млн долларов. На сегодняшний день фондом проинвестировано две компании Apollo Project и Parallels: 01_Московская компания Apollo, первой получившая инвестиции из Фонда, представляет собой молодую организацию, которая помогает цифровым сообществам и социальным сетям эффективно доставлять свои услуги на мобильные устройства. Apollo предлагает решения, которые реализуются заказчиками под собственным товарным знаком. Для этого используется базовая технология – платформа Apollo, включающая онлайновую услугу и техническую инфраструктуру. 02_Компания Parallels – разработчик ПО для виртуализации и автоматизации. Ее решения оптимизируют вычислительные функции для индивидуальных пользователей, корпоративных заказчиков и операторов связи на всех популярных аппаратных платформах, ОС и виртуализационных решениях. Parallels специализируется на обслуживании поставщиков сетевых вычислительных услуг, предлагающих малым и средним предприятиям компьютерные и прикладные платформы, приложения и онлайновые сервисы. Мы рассматриваем проекты на разных стадиях развития, и это не главный критерий, на который мы обращаем внимание при выборе проекта. Компании рассматриваются в первую очередь с учетом максимально возможного возврата, который мы рассчитываем получить. Сегодня у нас есть примеры инвестиций и в компанию начальной стадии, у которой только готов прототип, и в компанию поздней стадии, находящейся на том этапе, когда компания уже выросла, и, тем не менее, мы еще можем добавить ей дополнительное финансирование. Мы рассматриваем компании всех уровней развития – главное чтобы они соответствовали нашим критериям.

Каковы ваши критерии инвестирования? Как оценивается достаточность возврата инвестиций, чтобы фонд вошел в проект?

Для нашего фонда важно, чтобы была определена стратегия. Кроме того существует несколько важных критериев оценки проекта. Первое, если это готовая технология или это продукт (или технологический сервис), то он должен иметь глобальный потенциал. Второе – он должен «играть» на том рынке, который дает возможность вырастить компанию до капитализации равной миллиарду и выше, или чуть ниже, но обязательно до КАПИТАЛИЗАЦИИ. Это предполагает достаточно емкий рынок, на котором компания может достичь объема продаж 100 – 200 миллионов долларов как минимум. То есть нас интересуют компании, которые имеют этот потенциал. Это могут быть компании, ориентированные на российский рынок, но работающие по бизнес-моделям, проверенным и отработанным на мировом рынке. И, естественно, для нас важна команда людей, с которой мы становимся партнерами на многие годы – это один из самых важных критериев.

Каким образом фонд находит компании для инвестирования?

О критериях отбора вы можете найти информацию на нашем сайте (www.almazcapital.com). На нем описана вся процедура получения инвестирования: как и к кому необходимо обращаться и что нужно делать. Сегодня мы находимся в ситуации, когда нам не нужно никого искать – находят нас. С другой стороны, и мы должны оставаться активны в поиске компаний. Как? Нам импонирует поиск с использованием существующих структур, будь то команда бизнес-ангелов или другие альянсы, мы используем любые каналы, которые нам доступны. Это и участие в сообществах – реальных, профессиональных, и ведение в них активной работы.

АЛЕКСАНДР ГАЛИЦКИЙ

Венчурный инвестор. Основатель 5 успешных high-tech компаний и частный инвестор 6 венчурных проектов, как в России, так и за ее пределами, член Совета Директоров и Наблюдательного совета мировых технологических лидеров, таких как Parallels и PGP Inc., создатель венчурного фонда Almaz Capital Partners, президент конференции Russian TechTour 2004. Кандидат технических наук, изобретатель (более 30 патентов). Один из основоположников российской индустрии информационных и интернет-технологий.


Возврат к списку>>>>

Рекламные партнеры

 
© ANGELINVESTOR 2009
Создание сайтов:
Burbon.ru